Стратегия диверсификации для внешней торговли: аутсорсинг

Сторонники идеи корректности использования классической теории для обоснования взаимовыгодного характера аутсорсинга признают, что такая стратегия диверсификации предприятия, как аутсорсинг, в отношении ряда экономических субъектов страны-импортера может иметь негативные последствия: теория сравнительных преимуществ не означает, что от международной торговли выгоду получают все субъекты, тем самым опровергая мнение о том, что классическая теория предлагает излишне оптимистичное трактованные последствий аутсорсинга для страны-импортера.

Так, стратегия горизонтальной диверсификации, то есть обращение к услугам внешней фирмы, как правило, влечет за собой снижение спроса на трудовые ресурсы, занятые в оказании передаваемых на аутсорсинг услуг, внутри страны, что ведет к росту уровня безработицы в стране-импортере. Следует отметить, что такая стратегия диверсификации, порождающая данное негативное последствие аутсорсинга для страны-импортера, получившее в работах М. Эмити и К. Лэпид определение "экспортирование рабочих мест", приводится критиками теории взаимовыгодного характера международного аутсорсинга в качестве наиболее убедительного и очевидного аргумента в подтверждение гипотезы о перераспределении выгод от аутсорсинга преимущественно в пользу страны-экспортера. Особую остроту научная дискуссия относительно корректности использования данного аргумента приобрела в США - крупнейшем импортере аутсорсинговых услуг в мире.

Двойственный характер воздействия аутсорсинга на национальную экономику, предполагающий сочетание эффекта для рынка труда и для предпринимательского сектора, можно проследить на модели, предложенной Я. Бхагвати, А. Панагария и Т. Щринивасаном. Как стратегия диверсификации в их работах, аутсорсинг представляет собой двухпродуктовую модель, в которой страна-импортер вовлечена в международную торговлю и технологические инновации дают ей возможность импортировать услуги аутсорсинга. Каждый из двух производимых в стране товаров производится с привлечением трудовых ресурсов, способных быть заменёнными с использованием механизма международного аутсорсинга. Результаты моделирования подтверждают, что импортирование аутсорсинговых услуг приводит к росту национального дохода страны-импортера. Называя данный прирост полученной общественной выгодой, авторы признают, что ее получение сопровождается ведт к сокращению рабочих мест и перераспределением дохода в пользу фирм-импортеров.

Действительно, такая стратегия диверсификации создает потери национальной экономики США, выраженные в абсолютных показателях количества рабочих мест, ежегодно сокращаемых вследствие передачи услуг на аутсорсорсинг за границу, представляются значительными. Так, согласно В. Месснеру, в США по этой причине ежегодно сокращается 250 тысяч рабочих мест, а к 2015 году общее количество сокращенных рабочих мест, согласно прогнозу Дж. Мак-Карти, должно составить 3,3 миллиона человек. Эта стратегия диверсификации, по мнению противников идеи о выгодности аутсорсинга для страны-импортера, не учитываемые их оппонентами негативные макроэкономические последствия получения отдельными компаниями выгод от аутсорсинга, которые обосновывают необходимость проведения протекционистских мер по ограничению импорта аутсорсинговых услуг.

Сторонники же аутсорсинга и, соответственно, свободной торговли, обвиняют оппонентов как раз в ограниченности проводимого анализа, утверждая, что защитники протекционистских мер сознательно сужают исследовательский фокус и подменяют макроэкономические последствия аутсорсинга эффектом исключительно на рынке труда, масштаб которого также является переоцененным.



Понравилась статья? Оставь комментарий


» » » Стратегия диверсификации для внешней торговли: аутсорсинг