Скороговорки для развития речи – учимся красиво говорить без логопеда

Каждый взрослый вынес из своего детства хотя бы один стишок-скороговорку. И первое, что приходит на память, - это шуточное четверостишие о любопытном Греке.

Ехал Грека через реку,
Видит Грека: в реке рак.
Сунул руку Грека в реку,
Рак за руку Греку цап.

Мы озвучиваем его детям, а те по несколько раз подряд с удовольствием повторяют его за нами. Красивое, звонкое сочетание звуков нравится малышам и одновременно служит для развития речи с упором на такие трудные для детского произношения согласные "р" и "г". Вместе с устным народным творчеством в нашей коллективной памяти хранится великое множество текстов, с помощью которых можно тренировать произношение. Чем чаще трудный звук повторяется и чем фонетическое сочетание звуков сложнее, тем полезнее это для развития речи. скороговорки для развития речи

Когда начинать заниматься

Ответ на этот вопрос не вызывает сомнений и возражений ни у кого. Взрослые вполне могут читать скороговорки для развития речи своим крохам уже с рождения, конечно, при условии, что сами произносят все звуки фонетически правильно и четко, выбирая для самых маленьких максимально простые и увеличивая сложность текстов по мере взросления ребенка. Сама собой напрашивается параллель с методикой врача нейрохирурга Гленна Домана, работающего со зрительными образами, согласно которой основное развитие головного мозга ребенка происходит в первые три года жизни. И любая тренировка и активное обучение в это время - залог высокого интеллектуального развития в будущем. В случае со скороговорками будут задействованы участки головного мозга, отвечающие за распознание и воспроизведение речи. для развития речи

С чего начать

Выбирая скороговорки для развития речи, которые планируются к заучиванию вместе с ребенком, только начавшим говорить, отдавайте предпочтение самым простым, которые не отпугнут малыша. Внимательно наблюдайте за его реакцией. Сочетание звуков должно радовать и быть для крохи "вкусным" - понятными, образными, конкретными. Для самых маленьких заучивание лучше начать с чистоговорок.

  • Ша-ша-ша ша-ша-ша. Шарик есть у малыша.
  • Ар-ар-ар ар-ар-ар. Несет Ваня самовар.
  • Ча-ча-ча ча-ча-ча. Чемоданчик у врача.
  • Со-со-со со-со-со. У машины колесо.
  • Ри-ри-ри ри-ри-ри. Прилетели снегири.

Необычность звучания, яркая картинка и легкость в запоминании придется по вкусу детям. Попробуйте сами несколько раз повторить эти просто рифмованные строки, и вы заметите, что избавиться от их ритма не так-то просто. Но малышам это нравится. Они чувствуют себя увереннее, когда с легкостью могут запомнить за взрослыми такой "сложный" текст. Обязательно хвалите кроху за успехи.

Со взрослением ребенка увеличиваем сложность скороговорки для развития речи

Деткам более старшего возраста уже мало односложных образов, им интереснее сюжетные стихотворения. Стоит предложить им любимого всеми Греку, достать из кладовой своей памяти и другие скороговорки, на которых нас учили наши бабушки.

  • У Ивашки - рубашка, у рубашки - кармашки, кармашки у рубашки, рубашка у Ивашки.
  • На дворе - трава, на траве - дрова. Не руби дрова на траве двора!
  • Архип осип, Осип охрип. Осип осип, Архип охрип.
  • Карл у Клары украл кораллы, А Клара у Карла украла кларнет.

Или поискать в детской литературе стихи, на которых можно отрабатывать произношение звуков. Вот чудесный жаркий образ, нарисованный замечательным поэтом В. Берестовым:

Шар солнца
По небу слонялся
И в тень зверушек загонял.
Лишь слон на солнце оставался,
К слону слоненок прислонялся,
И слон слоненка заслонял.

А вот еще:

У внучки кошка
Белоножка.
У деда внучка -
Белоручка.

Учимся весело, используя скороговорки для развития речи

Дети не могут без движения и без положительных эмоций. Присутствие в обучении этих двух составляющих почти наверняка гарантирует высокую результативность, в том числе и произношения. Придумайте игру, пусть это будет даже просто перебрасывание друг другу мяча во дворе, и выполняйте ее под веселые скороговорки. Вот так, не акцентируя внимание малыша на том, что это урок, вы скорее добьетесь успехов в занятиях, чем сидя за скучным столом дома.учимся играя

Когда спешу, я ем лапшу.
Доем лапшу и поспешу.
Спешить спешу.
Лапшить лапшу.
Ну вот, опять всех насмешу.

Брат сестре твердит три дня.
Скоро праздник у меня.
Третий день рожденья.
Будем есть варенье.

Заключение

Родителям не стоит пускать на самотек развитие речи ребенка. Если у малыша совсем незначительные дефекты произношения, вполне соответствующие его возрасту, которые не требуют специальной коррекции и обращения к логопеду, то даже в этом случае польза от занятий и тренировок с помощью скороговорок будет огромная. От того, насколько правильно ваш сын или дочь произносят слова, насколько богат словарный запас, насколько правильно малыш строит предложения, напрямую зависят его успехи в школе, а потом и во взрослой жизни.


Внимание, только СЕГОДНЯ!


Понравилась статья? Оставь комментарий


» » » Скороговорки для развития речи – учимся красиво говорить без логопеда